ТЕАТР  "ВНУТРЕННЕЕ ЗРЕНИЕ"

Об актерах

                  
   Они —  «особые» актёры.                 

                                                                                       

..............................................................................................................................................................................................................

............
                                        Вот рассказы о некоторых из них.

       

Она потеряла зрение, но не потерялась сама в этой жизни...

...«Другая жизнь» - этот термин Лена Бурнашкина придумала в двадцать три года, когда почувствовала, что земля уходит из-под ног. А называлось это «землетрясение» потерей зрения после тяжелой болезни...

- Я с детства прекрасно видела, - говорит она, - в девятом и десятом классах занималась в школе будущего учителя при Московском городском педагогическом институте имени Ленина. Готовилась поступить на дефектологический факультет. Увлекалась медициной и педагогикой одновременно. Знакомая посоветовала идти в дефектологи. А в институте помогли определиться в выборе конкретной специализации, и это была сурдопедагогика. В 1991 году я получила красный диплом. Мне предложили аспирантуру. В общем, строила я большие планы на профессиональную и личную жизнь. Но... Но однажды случилось так, что стол, шкаф, книги, цветы, деревья - все предметы вокруг в мгновенье ока потеряли цвет и форму, превратившись в одно большое расплывчатое пятно.

Лена очень испугалась, решила, что такими замысловатыми путями к ней подкрадывается смерть, напоминая о конце пути. Ведь нет света - нет и жизни.

И она приготовилась к мучительному ожиданию, закрывшись в квартире и в себе. Стресс растянулся на три года, а последствия - и того дольше.

Но не случайно говорят, что человеческая душа - это непознанный космос. Как в ней зажигается потухший огонек, как возрождается погибшая было клеточка - одному Богу известно. Но только тот, кто пройдет через этот процесс, увидит «свет в конце туннеля». А для Лены «свет» приобрел вполне конкретный смысл: после лечения удалось вернуть остаток зрения, который она старается всеми силами поддерживать.

Комплексы остались в прошлом

Мы встретились с Леной Бурнашкиной, когда жизнь «после» уже вовсю набирала обороты. Молодая красивая женщина рассказывала о «другой жизни» спокойно, порой даже с иронией. Жизнь «после» помогла ей по-иному взглянуть на себя, открыться с неожиданной стороны. Но ее активная часть началась с упрека самой себе. Лена призналась, что когда впервые пришла в местную организацию Общества слепых «Отрадное» Северо-Восточного округа Москвы, чтобы встать на учет, то очень обрадовалась, что оказалась не в богадельне, а в коллективе, где жизнь бьет ключом. «А я такая молодая даже из дома не выхожу, - подумала она.

«Ты не имеешь права замыкаться в четырех стенах», - напомнила о себе ее деятельная натура.

Лена вступила в ВОС, стала групоргом, председателем культурно-массовой комиссии, координатором по связям с управами. А для четырнадцати своих пожилых подопечных она стала заботливой покровительницей. Навещала их, не пропускала ни одного праздника или дня рождения, звонила, общалась...
Почувствовав внимание, люди потянулись к Лене. Разговор с ней стал для многих своеобразной «скорой помощью». А еще готовила Лена восовскую команду к участию в городских и межрегиональных конкурсах, организовывала экскурсии, добывала театральные билеты. А потом и сама заняла первое место на межрегиональном конкурсе «Леди ВОС».

В управе, куда Лена часто обращалась как координатор МО ВОС по связям с властями, сразу приметили «пробивную» активистку. За «своих» горой стоит. Не пройдет мимо разрытой ямы на асфальте, тут же позвонит, потребует побыстрее заделать, чтобы это не стало опасным препятствием на пути незрячего. В зимний гололед бдительно следит, чтоб дорожки в микрорайоне были почищены. Елену стали приглашать на районные совещания. С ней советовались по вопросам инвалидов. При составлении плана на Год равных возможностей учли все ее предложения по созданию в районе доступной инфраструктуры для инвалидов по зрению, а это установка звуковых светофоров, оборудование удобных для слепых и слабовидящих лестниц в подземных переходах и во всех учреждениях района, а также направляющих ориентирующих перил. Не без инициативы Лены Бурнашкиной при Центре социального обслуживания создается Клуб молодого инвалида досугового профиля для людей всех категорий физических ограничений.

Она давно уже научилась ходить одна, приспособив остаточное зрение к миру шумных и необустроенных московских улиц. Освоила компьютер. Сама печатает, пользуется специальными «говорящими» программами. Комплексы остались в прошлом - и сейчас она сама первой предупреждает знакомых, чтобы не обижались, когда она проходит мимо, не здороваясь: пусть не думают, что зазналась, что не замечает, просто дело в плохом зрении.

Мир - театр, мы - актеры

 А недавно председатель коллектива московских интеллектуалов Наталья Лаврова, познакомившись с мужественной девушкой из местной организации «Отрадное», порекомендовала ее для обучения на престижных «женских» курсах РЕАКОМПа (Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС) по программе «Будущие лидеры ВОС». По мнению Лены, занятия были очень интересные, насыщенные. Их проводили специалисты высокого класса. Запомнились психологические тренинги, на которых разбирались конкретные жизненные ситуации, и Лена, по ее словам, неуверенный в себе, сомневающийся человек, пыталась бороться со своими слабостями, быстро принимать правильные решения. Преподаватель по риторике ставил речь, учил четко выражать свои мысли, делать любое выступление на публике ярким и запоминающимся. Многое дали занятия по реабилитации поздноослепших. Это как раз то, что нужно ей.

Она познакомилась с замечательными женщинами из регионов, которые действительно нацелены на карьерный рост. И хоть сама Лена не ставила перед собой такой цели, учеба в РЕАКОМПе стала для нее знаковой. Если, работая в «первичке», она поняла, что и после потери зрения жизнь продолжается, то в РЕАКОМПе явно убедилась, что в этой жизни всегда есть перспектива.

И вот новый поворот судьбы: случилось это полтора года назад, когда Лена вместе с подружкой пришла на прослушивание в народный театр «Внутреннее зрение». Он работает на общественных началах при культурно-спортивном реабилитационном комплексе ВОС, руководит им заслуженный работник культуры России, ветеран Великой Отечественной войны Элла Иосифовна Варшавская, авторитет которой признают во всех «особых» театрах страны. На прослушивании показали отрывок из «Женитьбы» Н. Гоголя, где Лена была купеческой дочерью Агафьей Тихоновной.

- Мне казалось, что все получилось жутко, - вспоминает Лена, - но Варшавская сказала: «Будем учиться!» Все произошло так быстро, что уже через полгода я играла в пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» роль легкомысленной особы Раисы Филипповны...

Для Лены это был как прыжок в пропасть, но в ту, что внутри тебя, где находится много такого, о чем человек порой даже не подозревает. Вытаскивать из себя себя другую, перевоплощаться в неожиданные образы - это было для нее новым и, как оказалось, самым лучшим лекарством от депрессии. О театре Лена говорит взахлеб, ей здесь нравится все: и репетиции, и роли, и сам процесс рождения спектакля, и обретение собственной долгожданной независимости от прошлых бед.

- Театр на сегодняшний день - мое главное дело, - говорит она. - Без него не было бы меня нынешней. Но Элла Иосифовна - прекрасный психолог, видит, что человеку трудно сыграть, что нет. У нас в труппе - как незрячие, так и зрячие люди. Самому молодому 20 лет, а самому старшему - под 70. Жаль, что наш театр не финансируется. Сами покупаем костюмы. Тех, что есть в костюмерной, недостаточно. Найти транспорт, чтобы поехать на гастроли, тоже большая проблема. Но несмотря ни на что, мы стараемся. В ноябре была премьера по новелле Мопассана «Анриетта». Я играла главную героиню. И даже танцевала балетные вещи. И даже специально худела для этой роли! У меня партнер - профессиональный артист балета, он научил меня балетным па... Анриетта - моя любимая роль. Я узнаю в ней себя из той «другой жизни», легкую, юную...

Актерскому мастерству учусь у Эллы Иосифовны. Ей под силу все. Как мужские, так и женские роли. Я прослушиваю записи пьесы, запоминаю слова. Даже когда в метро еду. Роль надо знать назубок, тогда будут подключаться к работе голова, сердце, душа, тело. Это помогает понять душу другого человека. Но никогда не отождествляю себя с героиней настолько, чтобы продолжать жить ее жизнью, встраивать в себя ее характер, даже если он замечательный.

Для меня сцена и жизнь - совершенно разные вещи. Я умею проводить границу. У меня был печальный опыт. Я находилась на грани между жизнью и смертью, могу оценить, где добро, где зло, где мои ощущения, где чужие. В общем, театр - это каскад эмоций, это самые неожиданные состояния души...

- Лена, вы победили на конкурсе красоты «Леди ВОС». Наверное, у вас много поклонников. Замуж не собираетесь?

- Когда я училась в институте, считала, что мне с мальчиками рано встречаться. А после потери зрения знакомиться стеснялась. Сейчас я вниманием мужчин не обделена. Не собираюсь обрекать себя на одиночество. Я уже знаю, что мне нужен верный надежный человек. Самовлюбленных мужчин не переношу. Пока я не замужем. Но уверена, что это случится. Правда, с детьми уже опоздала, но сейчас смирилась.
- Вы живете с мамой, как она относится к вашим новым увлечениям?
- Мама пережила со мной и трагедию, и возрождение. Она рада, что я сейчас увлечена театром. Очень заботится обо мне.
- Какой представляете себе дальнейшую жизнь?
- Не загадываю. Из-за здоровья не загадываю. Надеюсь, что буду жить... И театр, конечно же!
Вечером ей дозвониться непросто. К телефону, как правило, подходит мама и с гордостью объявляет: а Лена еще не пришла, она в театре!

 Автор: Валентина Кириллова

 

----------------------

    С точки зрения актёров...

        

У актрисы с поставленным  голосом Ирины Павловны Кравченко другая история.  Но по сути — такая же. Ветеран ВОС, она  в театре с 1989 года. Работает надомницей ООО «Кунцево-Электро». Собирает армировку для розеток. Проблемы со зрением начались в детстве, после травмы. Сейчас у неё первая группа инвалидности. Всегда мечтала стать актрисой. Но послушалась родителей, которые категорически запретили выбирать эту профессию.  До сих пор жалеет, что не настояла на своём. Но жить без искусства не могла.  Записалась в кружок художественной  самодеятельности при заводе «Станколит», позже — при УПП.

В театр «Внутреннее зрение» пришла после того, как с ней случилось несчастье. Какое именно, Ирина Павловна объяснить не захотела.  Просто  тогда надо было отвлечься от беды, от боли, которую та причинила. Пришла вместе с трёхлетним сыном, которого не с кем было оставить. И сразу оба получили  роли в пьесе Бабеля «Закат». Она ученица Э. Варшавской. Говорит, что та долго  выбивала из неё дух самодеятельности. Двадцать лет жизни рядом со знаменитым режиссёром много дали в плане интеллектуального развития.

 Ирина Павловна очень оберегает свой духовный мир. В «Кольце желаний» играет Матушку, а вот от роли в «Цианистом калии» отказалась, мотивируя тем, что  предлагаемый образ не отвечает её моральным устоям.  Несмотря на это, новый режиссёр относится к Кравченко с уважением: «Она глубоко театральный человек. С такой отдачей, с такой  детской непосредственностью у нас не работает никто». А сама И. Кравченко говорит о себе так: «Я привязана к театру. Это мой мир, здесь мои друзья. Благодаря ему я изменилась к лучшему. Чаще улыбаюсь, стала мягче относиться к другим, а к себе требовательнее, ответственнее, завидовать перестала. Театр — часть моего сердца, души». И ещё: «Я стараюсь жить  на сцене, как в реальности. Порой одно перетекает в другое.  В течение какого-то времени продолжаю существовать в образе.  Некоторые долго готовятся к роли и быстро выходят из неё. Я, наоборот, быстро вхожу и тяжело выхожу. Это внутренне может долго сидеть во мне. Для меня ещё очень важна среда обитания моей героини. Моё — это город. А  вот в деревне с трудом существую».

Ирине Павловне  надо не только вживаться в роль, но и по причине  плохого зрения  осваивать сцену.  Она признаётся, что ориентироваться помогает остаток зрения, а также слух. Перед каждым спектаклем обязательно ногами прощупывает площадку.  Запоминает расположение всех предметов.  Ей мешают лишние декорации, занавес. Она просит не трогать её театральные костюмы, особенно если по ходу пьесы ей надо переодеться. Сама всё готовит заранее, чтобы «нырнуть»  быстро и наверняка. В этот момент её лучше не трогать. Однажды вмешательство посторонних привело к тому, что она запуталась в юбках, бусы рассыпались. Рассказчику пришлось тянуть время, пока она не привела себя в порядок.  А вот от помощи во время действия не отказывается. Знает, что в трудных  ситуациях зрячие коллеги её подхватят, отведут, посадят, поднимут. И сделают всё так элегантно и красиво, что зритель не заметит подвоха.

Ирина Павловна сумела и своего мужа увлечь театром.  Вместе с ним  недавно ездила на рынок старых вещей за МКАД, чтобы купить чугунок для сказки «Кольцо желаний».

 У неё пятеро детей —  четверо сыновей и дочь. И хоть мальчишки  в пору своего детства все на сцене перебывали, никто из них актёром не стал. Дочь — тоже. Но все они гордятся творческими успехами своей мамы.

-------------------------------------------

          

Для актрисы  Ирины Кирюшиной театр — это место,  где её понимают и где она научилась понимать себя.Ирина — бывшая чемпионка Москвы и России по пауэрлифтингу. Это разновидность тяжёлой атлетики, которой могут заниматься  инвалиды по зрению. В школьные годы  увлекалась прыжками в воду. По профессии  медсестра. Много лет работала в детской поликлинике. Ушла из-за зрения. Думала на годик, а получилось навсегда.

 В театре «Внутреннее зрение»  оказалась неожиданно, но не случайно. Участвовала в конкурсе «Леди ВОС». В своём вступительном слове призналась, что ей интересно всё, что связано с театром. Позже к ней подошла ведущая и сказала, что в КСРК есть  свой театр. Это было лет 10 назад. «После этого разговора я посмотрела спектакль «Родненькие мои», — вспоминает Ирина, — очень захотела любыми способами попасть в коллектив.  Элле Иосифовне сказала, что она должна взять меня. Та засмеялась. Но взяла». Ирина добавляет: «Я всегда хотела быть актрисой. С подругами в возрасте 8 — 12 лет мы придумывали сценки по  сказкам. Импровизировали. Пойти в театральное училище  мысли не было. Но увлечение осталось на всю жизнь. Что  даёт театр? — продолжает размышлять И. Кирюшина. — Я научилась общаться с людьми. Более коммуникабельной стала. Раньше была скованная. Для меня позвонить, собрать информацию было очень  сложным делом. Я стеснялась, смущалась.  Сейчас другая. Очень нравится роль Надюхи в спектакле «Отпуск по ранению». В самом начале войны у неё погиб жених. Она  в отчаянии. Жалея солдат,   приглашает их к себе. А утром провожает на фронт. На меня Надюха не похожа. Но мне нравится в ней всё.  Я понимаю, что у неё в душе творится.  Всё, что я делаю в театре, становится для меня любимым. Правда, было несколько образов, которые не нравились, потому что не произошло внутреннего совпадения. Но ни от каких    ролей не отказываюсь.  Для меня это просто невозможно».

 В Измайловской МО ВОС Ирина занимается культмассовой работой, организует  концерты, творческие встречи, проводит конкурсы. В своей семье тоже устраивает праздники.   Скоро очередной  — её с мужем серебряная свадьба.

Что касается проблем со зрением, то  говорит,  что от них никуда не деться. Особенно, если выступаешь на незнакомой сцене. Бывает, что освещение бьёт по глазам. Бывает, что не сумеешь рассчитать расстояние и налетишь на предмет. Бывает, что уходишь в другую кулису.  Но единственный способ  избежать этого — приспособиться к условиям, да так, чтобы зритель не заметил, что актриса плохо видит.

Сравнивая прошлое и настоящее, И. Кирюшина отмечает: «Мне посчастливилось работать с Варшавской. Но в последние годы ей было трудно  с нами. Она пользовалась тем, что  в нас заложено. У Ирины Борисовны мы как  в настоящем театре. Это тренинги с музыкой, с вокалом.  Идёт мощная атака на нас. Но мне всё это нравится. Чувствую, что дышится легче».

Мама и муж  с удовольствием ходят на все её  спектакли. Старший брат любит покритиковать. Но в целом уважает. В общем, для её семьи театр — одна большая любовь на всех.

Вот такие они —  «особые» актёры. Создавая театр в себе, они потом дарят его нам.








------------------------------------------------

 

------------------------------------------------

Setup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно